Международная научно-практическая конференция ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО СОЦИУМА
Тема НИР: «Формирование профессиональной направленности студентов педвуза при изучении дисциплин психологического и дефектологического циклов» на 2016 - 2020 годы
Руководитель темы - канд. психол. наук, доцент Иванова Л.Н.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН научно-исследовательской работы
Международные стажировки
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Студенческая научно-исследовательская группа «ОПТИМист»
Научный руководитель:
старший преподаватель
Михайлова Екатерина Николаевна
Задачи деятельности группы:
- включение студентов в научный процесс поиска эффективных решений проблем в области коррекционной (специальной) педагогики и специальной психологии
- создание условий для профессионального становления будущих специалистов системы специального образования.
Приоритетные направления деятельности:
- Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
- Педагогические условия успешной социализации учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
- Преемственность семейного и дошкольного образования детей с ОПФР.
- Методологическое и методическое обеспечение образовательной интеграции лиц с ОПФР.
Основные достижения:
За период деятельности студенческой научно-исследовательской группы студенты принимали участие в различных научно-практических конференциях республиканского и международного уровня, по итогам которых опубликовано около 60 работ.
Студенты принимали участие в Республиканских студенческих олимпиадах.
В 2008 г. команда студенток приняли участие вI Республиканской студенческой олимпиаде по коррекционной педагогике и специальной психологии, заняв два призовых 3-х места в конкурсах «Научно-методический проект по специальной психологии» и «Тест по специальной психологии» (Е.П. Бутьковец), получив грамоты в конкурсе «Научно-методический проект» в номинациях «За оригинальность оформления проекта» (Е.П. Бутьковец), «За точность подбора диагностического инструментария» (М.В. Петух), «За использование технологии портфолио» (Е.В. Соболь);
В 2009 г. студентка Т.И. Кондратенкова заняла 3-е место за «Научно-методический проект» по специальной психологии во II Республиканской студенческой олимпиаде по коррекционной педагогике и специальной психологии и награждена грамотой; студентка Ситник О.Г. завоевала победу в номинации «За оригинальность оформления проекта». Вся команда студентов УО МГПУ им. И.П. Шамякина была отмечена грамотой «За активное участие» в олимпиаде;
В 2011 г. студентка Д.А. Федосова была награждена грамотой «За оригинальность презентации проекта» в конкурсе «Научно-методический проект» IV Республиканской студенческой олимпиады по коррекционной педагогике и специальной психологии
В 2014 г. под руководством старшего преподавателя Е.Н. Михайловой студенткой факультета дошкольного и начального образования (ДиНО) М.А. Гром (4 курс, 2 гр.) была подготовлена конкурсная студенческая работа «Использование моделирования в обучении пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи», которой присвоена 3 категория.
Результаты работы студенческой научно-исследовательской группы «ОПТИМист» в 2016/2017 учебном году – участие студентов в международных научно-практических конференциях:
- Абрамович (Бичан) М.Г. (5 курс, 2 группа) – Международная студенческая конференция (Астрахань);
- Корзун В.Л.(5 курс, 2 группа) – Международная студенческой конференции (Вологда);
- Можар А.А., Гацко О.Н., Рожок Е.Г., Клименко М.А. - (5 курс, 2 группа) – Международная студенческая конференция (Астрахань).
30 января 2015 года на базе учебного корпуса №3 прошел научно-методический семинар «ИНКЛЮЗИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ», подготовленный кафедрой практической психологии и дефектологии.
В работе семинара приняли участие администрация и слушатели факультета повышения квалификации и переподготовки кадров, преподаватели и студенты факультета дошкольного и начального образования, представители Мозырского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, средней школы №10 г. Мозыря.
Открыла семинар Иванова Л.Н., заведующая кафедрой практической психологии и дефектологии, кандидат психологических наук, доцент, которая в приветственном слове отметила, что инклюзивное образование входит в теорию и практику системы образования Республики Беларусь. В этой связи появляется ряд сложных вопросов и новых задач, обсуждению которых посвящена данная встреча.
Основные характеристики современной системы специального образования Республики Беларусь раскрыла Михайлова Е.Н., старший преподаватель кафедры практической психологии и дефектологии. Шаринец Н.С., старший преподаватель факультета повышения квалификации и переподготовки кадров, магистр педагогических наук, охарактеризовала образовательные потребности детей с ОПФР юго-востока белорусского Полесья. Заместитель директора по УВР государственного учреждения образования «Мозырский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Хомутовская Л.А. выступила с обзором современного состояния образовательной интеграции в учреждениях образования Мозырского района. С рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с ОПФР, выступила Сулим Н.С., старший преподаватель кафедры практической психологии и дефектологии, магистр педагогических наук.
Завершился семинар круглым столом, в ходе которого участники семинара обменялись мнениями о путях совершенствования коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР в условиях образовательной интеграции.
Современное состояние образовательной интеграции в учреждениях образования Мозырского района
Перженица Лариса Викторовна (Скачать доклад )
Образовательные и социальные потребности студентов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья на юго-востоке белорусского Полесья
Шаринец Наталия Семёновна (Скачать доклад, скачать презентацию)
Образовательные потребности одаренных детей на юго-востоке белорусского Полесья
Карпович Ирина Александровна (Скачать доклад )
Пути профилактики социальной дезадаптации подростков в условиях многообразия образовательной среды
Журлова Ирина Владимировна (Скачать доклад )
31 января 2014 года на базе кафедры практической психологии и дефектологии прошел научно-практический семинар «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА», целью которого являлась актуализация проблемы профессионального развития личности практического психолога.
В работе семинара участвовали преподаватели кафедры практической психологии и дефектологии, педагоги-психологи системы школьной ступени образования Мозырского района, слушатели факультета повышения квалификации и переподготовки кадров специальности «Практическая психология».
Открыл семинар декан факультета дошкольного и начального образования Крук Б.А. В приветственном слове заведующей кафедрой Ивановой Л.Н. была подчеркнута значимость вопросов, связанных с профессиональными свойствами личности педагога-психолога и путями развития профессионального самосознания практических психологов.
В выступлении доцента кафедры Калач Л.А. раскрыты этапы профессионального развития психолога. Ассистент кафедры Витовская Г.Н. ознакомила участников семинара с результатами ранжирования личностных свойств психолога, где главными профессиональными качествами названы энтузиазм и умение ладить с людьми.
Живой отклик у аудитории вызвало выступление на тему «Основные векторы профессионального роста психологов» Миневича Р. М., педагога-психолога ГУО «Гимназия им. Я.Купалы г.Мозыря», заведующего филиалом кафедры практической психологии и дефектологии. Практические психологи поделились своими суждениями относительно приоритетных задач профессиональной деятельности школьной психологической службы.
Сообщение старшего преподавателя кафедры Стельченко И.Д. было посвящено современному методу практической психологии – сказкотерапии, ее возможностям в активизации внутренних личностных ресурсов психолога. Участники семинара поучаствовали в создании коллективной сказки о непростом, но интересном дне из жизни школьного психолога.
При подведении итогов работы участники семинара пришли к общему выводу: соотнесение личностных качеств психолога с требованиями к профессиональным качествам специалиста имеет особую значимость в силу специфики профессии.
Студенческая научно-исследовательская группа «ОПТИМист»
Научный руководитель: старший преподаватель кафедры практической психологии и дефектологии Михайлова Екатерина Николаевна
Научный консультант: кандидат педагогических наук, доцент кафедры основ специальной педагогики и психологии УО БГПУ им. Максима Танка Варенова Тамара Васильевна
Приоритетные направления деятельности:
-
Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
-
Педагогические условия успешной социализации учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
-
Преемственность семейного и дошкольного образования детей с ОПФР.
-
Методологическое и методическое обеспечение образовательной интеграции лиц с ОПФР.
Состав группы представлен студентами, обучающимися на факультете дошкольного и начального образования по специальностям «Логопедия», «Дошкольное образование. Логопедия». Круг изучаемых проблем касается совершенствования обучения и воспитания, коррекционной помощи детям с особенностями психофизического развития (ОПФР), поэтому задача студентов состоит в поиске практических решений по оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОПФР, в частности, с нарушениями речи.
Результативность:
В 2008 г. команда студентокприняли участие в I Республиканской студенческой олимпиаде по коррекционной педагогике и специальной психологии, заняв два призовых 3-х места в конкурсах «Научно-методический проект по специальной психологии» и «Тест по специальной психологии» (Е.П. Бутьковец), получив грамоты в конкурсе «Научно-методический проект» в номинациях «За оригинальность оформления проекта» (Е.П. Бутьковец), «За точность подбора диагностического инструментария» (М.В. Петух), «За использование технологии портфолио» (Е.В. Соболь);
В 2009 г. студентка Т.И. Кондратенкова заняла 3-е место за «Научно-методический проект» по специальной психологии во II Республиканской студенческой олимпиаде по коррекционной педагогике и специальной психологии и награждена грамотой; студентка Ситник О.Г. завоевала победу в номинации «За оригинальность оформления проекта». Вся команда студентов УО МГПУ им. И.П. Шамякина была отмечена грамотой «За активное участие» в олимпиаде;
В 2011 г. была награждена грамотой «За оригинальность презентации проекта» в конкурсе «Научно-методический проект» IV Республиканской студенческой олимпиады по коррекционной педагогике и специальной психологии студентка Д.А. Федосова.
В 2014 г. под руководством старшего преподавателя Е.Н. Михайловой студенткой факультета дошкольного и начального образования (ДиНО) М.А. Гром (4 курс, 2 гр.) была подготовлена конкурсная студенческая работа «Использование моделирования в обучении пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи», которой присвоена 3 категория.
В 2014 г. участницы группы «Оптимист», студентки 3 и 4 курсов факультета ДиНО приняли участие в 5 Республиканских и 2 Международных научно-практических конференциях, по итогам которых имеется 7 публикаций в научных сборниках статей международных и республиканских конференций, наиболее значимые из которых:
1. Михайлова, Е.Н. Изучение особенностей пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.Н. Михайлова, М.А. Гром // Инновационные системы и технологии дошкольного образования: сборник статей по материалам международной науч.-практ. конф., г. Великий Новгород, 28 марта / авторы-составители Р.М. Шерайзина, Е.В. Мигунова; НовГУ им. Я. Мудрого, НИРО. – Великий Новгород, 2014. – С. 148-152.
2. Михайлова, Е.Н. Педагогические условия формирования связной речи дошкольников с речевыми нарушениями / Е.Н. Михайлова, М.А. Гром // Нарушения психического развития у детей – междисциплинарная проблема. Семья особого ребенка: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Е.В. Семаковой, И.Ю. Машковой. – Смоленск, 2014. – С. 144-147.
УЧАСТИЕ В ОЛИМПИАДАХ
Подготовка команды университета «Пирамида» для участия в межвузовской олимпиаде по основам педагогики и психологии в ГУО им. Ф.Скорины - первое общекомандное место. Руководитель команды – старший преподаватель кафедры практической психологии и дефектологии Карпович Ирина Александровна. Подготовка студентов ф-та ДиНО дневной формы обучения, принявших участие в международной межвузовской олимпиаде по основам психологии и педагогики «Личность и творчество», проходившей 11 апреля 2014 года на базе ГГУ им. Ф. Скорины:
1.Симоненко Н. А. – 2 курс 3 группа;
2.Бичан Ю. Г. - 3 курс 4 группа;
3.Чернушевич Ю. А. – 4 курс2 группа;
4.Силивончик Е. С. – 4 курс 2 группа.
Командные результаты:
первое место в общем командном зачете;
первое место в туре творческого решения задач;
второе место в туре творческой самопрезентации;
третье место в конкурсе плакатов;
победа в номинации «Креативное представление»;
победа в номинации «Ожившая история».
Личные результаты:
Первое место в теоретическом туре – Силивончик Екатерина;
Победа в номинации «Артистизм» - – Силивончик Екатерина;
Победа в номинации «За верность олимпийскому движению» – Силивончик Екатерина;
Второе место в теоретическом туре – Бичан Юлия;
Победа в номинации «Линостная позиция» - Чернушевич Юлиана;
Победа в номинации «За верность олимпийскому движению» - - Чернушевич Юлиана.