Инклюзивное образование и международное сотрудничество

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Научная стажировка заместителя директора Компетентностного центра инклюзивного образования, старшего преподавателя кафедры практической психологии и дефектологии Шаринец Наталии Семеновны в Федеративной Республике Германии, г. Хильдесхайм, проходила с 07.11.2014 г. по 16.11.2014 в рамках реализации международного проекта «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями» (543873-TEMPUS -1-2013-1-DE-TEMPUS-JPCR).

По итогам консультаций со специалистами Фондового Университета г. Хильдесхайм профессором Ольгой Грауманн и Мануелой Дирст осуществлен отбор содержания учебного материала для лекций, семинарских и лабораторных занятий учебного модуля «Жизнестойкость и адаптивность: что придает силы детям и молодежи?» (Базовый модуль «Психология гетерогенных групп»).

В ходе семинара с участием немецких специалистов: профессора Ольги Грауманн и Мануелы Дирст изучены содержательные и организационные аспекты мероприятий международного проекта 543873-TEMPUS-1-2013-1-DE-TEMPUS-JPCR в Фондовом Университете г. Хильдесхайм для реализации данного проекта в УО МГПУ им. И.П. Шамякина, согласованы вопросы о содержании и формах организации дальнейшей работы по подготовке педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями.

В ходе стажировки использовался библиотечный фонд Фондового Университета г. Хильдесхайм, возможность копирования электронных и печатных учебно-методических материалов (получено более 20 учебников и учебно-методических пособий в электронном виде и более 500 страниц печатных материалов). Отмечен высокий уровень материально-технического оснащения библиотеки и университета.

Материалы, полученные в ходе стажировки, использованы при создании УМК учебного модуля «Жизнестойкость и адаптивность: что придает сил детям и молодежи?» (Базовый модуль «Психология гетерогенных групп»), а также в научно-исследовательской деятельности при подготовке кандидатской диссертации.

Итогами стажировки стали: расширение и совершенствование профессиональных знаний, необходимых в преподавательской деятельности и для участия в реализации междунарного проекта «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями» (проект 543873-TEMPUS-1-2013-1-DE-TEMPUS-JPCR); изучение литературных источников по проблемам подготовки педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями, уточнение их перечня для финансирования и оснащения библиотеки УО МГПУ им. И.П. Шамякина в рамках международного проекта 543873-TEMPUS-1-2013-1-DE-TEMPUS-JPCR.

Внедрение новых форм международного сотрудничества в образовательное пространство УО МГПУ им. И.П. Шамякина позволит повысить качество профессиональной подготовки педагогов к работе с гетерогенными группами и организациями.

Визит делегации из Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого

 

21 мая 2015 года с деловым визитом наш университет посетила делегация из Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Мозырская земля очень радушно встретила гостей из братской России. Город, расположенный на семи холмах, напомнил гостям маленькую Швейцарию и показался необычайно богатым на достопримечательности и прекрасные пейзажи.  

Торжественная встреча проходила в главном корпусе УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина» в лучших славянских традициях.

Международная деятельность – перспективное и приоритетное направление политики нашего университета, а Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого имеет богатый опыт реализации международных образовательных проектов. Он является для Мозырского университета стратегическим партнёром в разработке международного Темпус-проекта по подготовке менеджеров и педагогов для работы в гетерогенных группах, инклюзивной образовательной среде. 

В мире усиливаются интеграционные процессы на уровне государств, организаций, общества в целом. Общество становится полиэтническим и это, безусловно, обостряет проблему организации образовательной среды, социума в целом, с учетом фактора многообразия, неоднородности. Практически любая группа обучающихся в современной школе или университете является неоднородной (гетерогенной). Сотрудничество ученых России, Беларуси, Германии, Австрии и других стран позволит найти эффективные пути решения данной глобальной проблемы в рамках названного проекта.

Как отметил ректор Мозырского государственного педагогического университета, профессор Валетов В.В., ряд мероприятий в этом направлении уже состоялся. Для нашего университета, в частности, уже закуплена специализированная литература по педагогике, психологии на русском, немецком, английском языках; проведены тематические мероприятия с участием представителей отделов образования, руководителей школ, коррекционных центров; функционирует Компетентностный центр, на базе которого в дальнейшем планируется профессиональное консультирование студентов и педагогов, проведение видеоконференций, онлайн-семинаров по проблемам инклюзивного образования. Преподаватели, задействованные в проекте, в рамках стажировок ознакомились с опытом организации инклюзивного образовательного пространства в России, Германии.

Координатор проекта, проректор по учебной работе Лебедев Н.А. отметил, что в настоящее время выстраивается многоуровневая система подготовки педагогов и образовательных менеджеров по работе с гетерогенными группами и организациями. В учебный процесс УО МГПУ им. И.П. Шамякина внедрены специализированные модули по инклюзивному образованию. Николай Александрович подчеркнул, что зарубежные эксперты достаточно высоко оценили содержание модуля, разработанного преподавателями кафедры практической психологии и дефектологии Ивановой Л.Н., Шаринец Н.С. Важным этапом реализации проекта является подготовка международного учебника по педагогике многообразия, разработкой которого в настоящее время активно занимаются преподаватели кафедры педагогики Емельянова М.В., Журлова И.В.

Зам. директора Компетентностного центра Шаринец Н.С. в своем докладе осветила основные достижения сотрудников УО МГПУ им. И.П. Шамякина на пути реализации международного образовательного проекта, ознакомила присутствующих с планами на ближайшую  перспективу.

Обсуждение данных вопросов вызвало живую дискуссию у членов рабочей группы. Певзнер Михаил Наумович, научный руководитель проекта, проректор по международной деятельности НовГУ им. Ярослава Мудрого, охарактеризовал УО МГПУ им. И.П. Шамякина как надежный вуз-партнер и представил несколько направлений возможного дальнейшего сотрудничества. Шерайзина Роза Моисеевна, доктор педагогических наук, профессор, выпускница Мозырского педагогического института, поделилась опытом внедрения в образовательную практику новых форм педагогического взаимодействия, объединяющих в одной аудитории начинающих студентов и опытных образовательных менеджеров-практиков. Актуальность и важность внедрения данных педагогических инноваций в образовательную практику не только университета, но и региона в целом подчеркнула начальник отдела образования, спорта и туризма Мозырского райисполкома Клепчукова Л.С.

В ходе переговоров руководства двух университетов достигнута важная договоренность об открытии на базе Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина магистратуры по специальности «Образовательный менеджмент».

Полесский регион удивил гостей не только прекрасными пейзажами, гостеприимными людьми, особое восхищение вызвали современные агрогородки Мозырского района, агроусадьбы, созданные в национальном колорите, общеобразовательные школы с современным оборудованием, просторными, укомплектованными классами.

Такие визиты, дискуссии профессионалов задают новый импульс в развитии эффективного взаимодействия на международном уровне. Ведь педагогическая профессия, это особое призвание, в котором «нет предела совершенству». 

Стажировка старшего преподавателя кафедры практической психологии и дефектологии УО МГПУ им. И.П. Шамякина Надежды Степановны Цырулик на базе Фондового университета г. Хильдесхайм (Stiftung Universitat Hildesheim) состоялась в период с 12.06.2016 по 26.06.2016 и включала содержательную программу – конференцию «Многообразие», знакомство с библиотекой университета, заседание аспирантов, посещение школ, самостоятельную работу. 

В первый день пребывания в университете состоялось знакомство с Полномочным представителем по вопросам международных проектов и сотрудничеству, профессором педагогики Ольгой Грауманн.

Первая встреча прибывших на стажировку аспирантов и докторантов с Ольгой Грауманн в стенах университета г. Хильдесхайм

Посещение библиотеки университета, в которой представлен богатый книжный фонд и имеются широкие возможности для работы студентов (компьютерное обеспечение, наличие сканеров, ксерокопировальной техники, доступа к аудио- и видеоматериалам, электронным ресурсам и др.), дало возможность Н.С. Цырулик получить важные как для подготовки кандидатской диссертации, так и для разработки учебного курса по внедрению результатов исследования в учебный процесс УО МГПУ им. И.П. Шамякина.

На официальном сайте университета можно воспользоваться электронным каталогом библиотечного фонда. 

Помещения библиотеки Фондового университета г. Хильдесхайм

Программой стажировки было предусмотрено заседание аспирантов, в ходе которого состоялась встреча аспирантов университета г. Хильдесхайм и прибывших на стажировку аспирантов из Беларуси, Украины, России. Объединившись в группы по научным интересам, мы имели возможность представить своё исследование и апробировать его. Следует отметить, что значительная часть исследований немецких коллег касалась интеграции, инклюзивного образования и подготовки специалистов к работе с детьми-мигрантами.

 Встреча аспирантов и докторантов, прибывших на стажировку, 

с аспирантами университета г. Хильдесхайм

 Тема «Интегративное образование в Германии» также прозвучала и в докладе профессора Фондового университета г. Хильдесхайм Ольги Грауманн, рассмотрены понятия «интеграция» и «инклюзия», исторические аспекты развития интегративного образования в Германии и его модели (модель амбулаторная, модель «интегрированный класс», модель «два учителя»). Неоднократно подчёркивалось, что «инклюзия» требует гибкости в образовательной системе, внимания к потребностям каждого отдельного человека, взаимодействия всех участников процесса.

Доклад профессора Фондового университета г. Хильдесхайм О. Грауманн
о проблемах интегративного образования в Герамании

По мнению профессора Ольги Грауманн, «инклюзия сегодня – это, прежде всего, интенсивная команда, подготовка предметно-развивающей среды для самостоятельной работы детей, зонирование помещения, позволяющее работать в группах и индивидуально с учётом потребностей и возможностей».

Следует сказать, что формы интегрированного обучения, реализуемые в образовательном пространстве Республики Беларусь, весьма вариативны и дают широкие возможности для обучения лиц с особыми образовательными потребностями.

Далее Ольга Грауманн рассказала о системе подготовки педагогов в Германии, о прохождении студентами первого курса педагогической практики на базе школ, что позволяет проверить себя на профессиональную пригодность, осознанно подходить к овладению теоретическими знаниями и гарантирует практическую направленность обучения.

С целью ознакомления с организацией интегративного образования и специфики работы педагогов в сфере многообразия представителями Фондового университета г. Хильдесхайм было организовано посещение аспирантами школ Didrik-Pining (16.06.2016) и St. Ansgar (20.06.2016). Здесь получают образование дети-мигранты и дети с особыми образовательными потребностями. В учреждениях мы познакомились с руководителями школ, с предметно-пространственными и организационно-смысловыми ресурсами образовательной среды.

Посещение школ г. Хильдесхайм

 

В рамках командировки на базе Фондового университета г. Хильдесхайм посещена конференция «Grenzen der Integration. Wessen Grenzen? Wessen Integration?». Доклады по проблеме интеграции и многообразия с последующим групповым обсуждением представили ученые из разных университетов.

Конференция по проблеме интеграции и многообразия

Большое значение для диссертационного исследования Н.С. Цырулик, посвященного проблеме преодоления нарушений счетно-вычислительных навыков у детей с трудностями в обучении, имела запланированная в рамках стажировки консультация у немецкого специалиста. Была получена консультация у профессора дидактики математики Гюнтера Грауманна. Представилась возможность обсудить теоретико-методологические основы диссертации, возможности практической реализации представленной модели, перспективные направления работы.

В ходе итогового заседания прибывших на стажировку аспирантов состоялось групповое обсуждение результатов научной стажировки и научных поисков при посещении библиотеки Фондового университета г. Хильдесхайм. Заключительным моментом встречи послужило вручение сертификатов об успешном освоении программы стажировки в области «Инклюзия» в сфере «Научная теория и методы исследования» под руководством профессора Ольги Грауманн.

Вручение сертификатов об освоении программы стажировки в области «Инклюзия» профессором О. Грауманн

По результатам стажировки в Германии можно отметить, что внедрение новых форм международного сотрудничества в образовательное пространство УО МГПУ им. И.П. Шамякина позволит повысить качество профессиональной подготовки педагогов к работе в сфере многообразия, расширить возможности для проведения научно-исследовательской работы.

В феврале 2016 г. (15.02.16–18.02.16) в рамках совместного европейского проекта «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями» (543873-TEMPUS-1-2013-TEMPUS-JPCR), в котором принимают участие представители учреждений образования Беларуси, Российской Федерации, Украины, Германии, Австрии, Италии и Финляндии, на базе Фондового университета г. Хильдесхайм (Федеративная Республика Германия) состоялся семинар-практикум по теме «Программы тренировки, Train the Trainer, диагностика поощрения». В работе семинара-практикума приняли участие преподаватели нашего университета, являющиеся разработчиками определенных проектных направлений – доц. Журлова И.В. (кафедра педагогики) и ст.пр. Карпович И.А. (кафедра практической психологии и дефектологии). 

В рамках семинара предполагалось изучение концепции и организации работы Фондового Университета г. Хильдесхайм, ознакомление с особенностями подготовки и переподготовки специалистов в среде многообразия на базе Университета г. Хильдесхайм, рассмотрение возможных путей осуществления психолого-педагогической поддержки учащихся с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования.  Деятельность в рамках семинара-практикума носила разносторонний характер: педагоги из Беларуси, Российской Федерации, Украины, ФРГ делились опытом применения инновационных подходов к организации повышения квалификации педагогических кадров, внедрения в учебный процесс университета интерактивных форм обучения студентов на основе принципа самодеятельности, осуществления психолого-педагогической диагностики и поддержки учащихся в рамках инклюзивного образования в условиях средней школы, реализации коррекционных форм и методов в процессе взаимодействия с социально и эмоционально дезадаптированными подростками и др.

В процессе работы были заслушаны следующие доклады: «Диагностика поощрения» (д-р Ольга Грауманн), «Приемы обучения взрослых» (д-р Карола Иллер), «Признаки педагогического профессионализма при работе с социально и эмоционально неуверенными подростками в контексте группы» (д-р Ульф Альгермиссен). Участники семинара практиковались также в мастерской по модерированию (Train the Trainer) (руководитель – д-р Андреас Ёме), методической мастерской (руководитель – д-р Ясмин Пип). Преподавателями Мозырского педагогического университета им. И.П. Шамякина в рамках методической мастерской были предложены алгоритмы проведения диагностики и постановки диагноза в условиях конкретной социальной ситуации, а также алгоритм оказания индивидуальной психолого-педагогической поддержки в представленной ситуации. 

Обсуждаемые материалы были интересны специалистам разного профиля, принимавшим участие в работе семинара, так как они имели и психолого-педагогический, и социально-педагогический и коррекционный характер. В рамках семинара также была предусмотрена работа в библиотеке Фондового Университета г. Хильдесхайм. 

Полезным итогом участия в семинаре-практикуме оказалась организация сотрудничества с коллегами из Российской Федерации – представителями администрации и преподавателями Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова», а также представителями администрации коррекционной школы для трудных подростков г. Хильдесхайм (ФРГ) по вопросам заочного участия в конференции «Формирование профессиональной компетентности социальных педагогов и социальных работников: проблемы, тенденции, перспективы» 24.03.2016 на базе УО МГПУ им. И.П. Шамякина. Результаты работы семинара, несомненно, позволят совершенствовать научно-методическую базу подготовки социальных работников и педагогов в МГПУ им. И.П. Шамякина.

Стоит отметить также культурно-познавательную часть семинара, проведенную в виде экскурсии по историческим местам города. Примечательно, что Хильдесхайм обладает двумя церквями, которые отнесены к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. Это церковь святого Михаэля (Michaeliskirche), построенная в 1010–1030 годах, и выполненная в раннероманском стиле и Кафедральный собор святой Марии (Dom St. Maria). Историко-архитектурными памятниками являются также Церковь святого Годеарда (St. Godehard) (1133–1172), Церковь святого Андреаса (St. Andreas-Kirche) (1389), Церковь святой Марии Магдалены (St. Magdalenen) (1230–1294), Церковь святого Креста (Heilig Kreuz) (после 1054 года), Церковь святого Ламберти (St. Lamberti) (1474) и многие другие достопримечательности, находящиеся в старой части города и являющиеся символами  Хильдесхайма. 

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МОЗЫРСКОМ РАЙОНЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В конце 2016 г. завершается реализация совместного европейского проекта TEMPUS IV «Подготовка и переподготовка педагогов и руководителей образования в среде многообразия» (543873-TEMPUS-1-2013-TEMPUS-JPCR), исполнителем которого является наш университет. В связи с этим 31 октября 2016 года на базе УО МГПУ им. И.П. Шамякина по итогам проекта состоялся научно-методический семинар «Инклюзивное образование в Мозырском районе: состояние и перспективы развития» с участием специалистов системы образования Мозырского района, представителей администрации и профессорско-преподавательского состава университета.

В работе семинара приняли участие свыше 30 специалистов, среди них представители администрации, преподаватели УО МГПУ им. И.П. Шамякина, выступающие в качестве разработчиков ведущих направлений проекта: зав. кафедрой практической психологии и дефектологии Л.Н. Иванова, зам. директора Компетентностного центра инклюзивного образования Н.С. Жлудова; доцент кафедры педагогики и психологии, зам. декана технолого-биологического факультета по научной работе И.В. Журлова; зав. кафедрой педагогики и психологии Т.В. Палиева. Система образования Мозырского района была представлена заместителями директоров школ, учителями-дефектологами, специалистами Мозырского районного отдела образования.

В процессе семинара были заслушаны следующие доклады:

Состояние инклюзивного образования в учреждении образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина» (авторы: Валетов В.В., Лебедев Н.А., Журлова И.В., Палиева Т.В.); (докладчик – координатор проекта TEMPUS IV, проректор по учебной работе, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Н.А. Лебедев);

Спецкурс «Жизнестойкость и адаптивность: что придает силы детям и молодежи» в образовательном процессе педагогического вуза (зав. кафедрой практической психологии и дефектологии, кандидат психол. наук, доцент Иванова Л.Н.);

Функциональная грамотность как ресурс жизнестойкости личности учащегося с интеллектуальной недостаточностью (заместитель директора Компетентностного центра инклюзивного образования, магистр педагогических наук, старший преподаватель Жлудова Н.С.);

Социальный опыт детей-инвалидов на пути к инклюзии (учитель-дефектолог ГУО «Мозырский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Стецкая Н.Н.);

Особенности инклюзивного образования для учащихся, имеющих нарушения слуха, в условиях учреждения общего среднего образования (заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа №10 г. Мозыря» Козловская А.Е.)

Завершилась работа семинара круглым столом, в ходе которого присутствующими специалистами были высказаны идеи и предложения по организации и совершенствованию состояния инклюзивного образования в образовательных организациях Мозырского района.

Полезные ресурсы

Народная асвета - навукова-педагагічны часопіс

Буклеты

Презентация буклета